Обращения граждан и представителей юридических лиц
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) обращение в Министерство иностранных дел Республики Беларусь может быть осуществлено в письменной, электронной или устной форме.
Обращения излагаются на белорусском или русском языке (статья 12 Закона).
Письменные обращения следует направлять в Министерство иностранных дел Республики Беларусь (далее – МИД) по следующему адресу:
ул. Ленина, 19, г. Минск, 220030
Электронные обращения могут быть направлены по адресу электронной почты mail@mfa.gov.by или посредством заполнения формы в специальной рубрике на официальном сайте МИД.
Электронные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – граждане), и юридических лиц МИД рассматриваются в соответствии с требованиями Закона.
В соответствии с Законом электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (статья 1 Закона).
Электронные обращения, поступившие в МИД, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 Закона, и должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым–четвертым пункта 2 либо абзацами вторым-пятым пункта 3 статьи 12 Закона.
Электронные обращения граждан должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты заявителя.
Электронные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- адрес электронной почты заявителя.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления (статья 16 Закона).
Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (статья 25 Закона).
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
- заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
- в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководства МИД либо лица, уполномоченного подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте МИД в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (статья 25 Закона).
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня, следующего за днем регистрации обращения в МИД, а требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (статья 17 Закона).
При несоблюдении требований, указанных в частях первой и второй пункта 2 статьи 25 Закона, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Закона, если:
- не содержит фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), адреса места жительства (места пребывания) гражданина;
- не содержит наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- не содержит полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
- не содержит сути обращения;
- содержит текст, не поддающийся прочтению;
- содержит нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращение является обращением работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- содержит вопросы, не относящиеся к компетенции МИД;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Ответ МИД на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию – Совет Министров Республики Беларусь.
Ответ МИД на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
Ответ на жалобу в вышестоящую организацию может быть обжалован в суд, если при рассмотрении этой жалобы принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации.
Рассмотрение вышестоящей организацией жалобы по существу осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом для рассмотрения обращений.
Форма электронного обращения граждан
Форма электронного обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей